Главная

"The Wall Street Journal", США 26.04.02
Террористы получают оружие из центра Европы
Марк Ленци
 
Буквально за считанные дни до нападений террористов на Америку 11 сентября государственный секретарь США Колин Пауэлл назвал Белоруссию, малоизвестную европейскую страну с диктаторским режимом, "единственной остающейся в Европе страной-изгоем". Это описание остается действительным, а уместность данного заявления становится еще более очевидной сегодня, когда последний в Европе бастион авторитаризма при режиме президента Белоруссии Александра Лукашенко продолжает бросать вызов международному праву, снабжая Ирак и другие государства-изгои и террористические группировки высококачественной военной техникой и предоставляя им бесценный плацдарм в Европе. В особенности в свете сегодняшней напряженности на Ближнем Востоке и в Ираке, администрация президента США Джорджа Буша-младшего нуждается в разработке стратегии борьбы с тем, что творит это европейское государство-изгой прямо под носом у Организации Североатлантического договора (НАТО): Белоруссия за прошедший год незаметно стала главным поставщиком смертоносной военной техники для мира исламского радикализма. Только лишь за прошлый год, по данным источников в разведывательных службах Восточной Европы и справочника "Jane's Defence International", Белоруссия тайно поставила палестинским бойцам и странам, которые оказывают приют террористам, включая Сирию и Иран, оружия на сумму свыше 500 млн. долл. США, в том числе 120-мм минометы, противотанковые управляемые ракеты, инженерные мины и реактивные снаряды для "Катюши". Тайное сотрудничество с Ираком, хотя и рискованное, представляет особенный интерес для г-на Лукашенко как способ получения твердой валюты. Не далее как в феврале с.г. официальные лица в государственном департаменте США подтвердили, что офицеры из иракских войск противовоздушной обороны (ПВО) тайно прошли в Белоруссии переподготовку для работы на усовершенствованном зенитно-ракетном комплексе С-300. Принимая во внимание тот факт, что в период с 1 апреля имели место три попытки сбить американские и английские самолеты, патрулирующие запретные для полетов иракской авиации зоны (а всего в 2001 году было 420 таких попыток), сотрудничество Минска с Багдадом в области ПВО должно бы подтолкнуть Вашингтон к переоценке того, что до сего времени было основанным на невмешательстве в дела других стран подходом к этим зловещим явлениям, к которым Белоруссия имеет прямое отношение. Особенно сейчас, когда Саддам Хуссейн передислоцировал свои средства ПВО в запретные для полетов иракской авиации зоны, утверждая, что делает это в знак протеста против израильской военной акции на Западном берегу, администрации Буша-младшего следует взглянуть в глаза реалии, что белорусские техника и опыт ежедневно угрожают жизням американских и английских пилотов, летающих в небе Ирака. Белорусско-иракское сотрудничество в области ПВО является всего лишь частью многогранных тайных связей между двумя странами. Их незаконные сделки задокументированы комиссией по инспектированию вооружений Организации Объединенных Наций (ООН) и отражены в докладе, который в июне прошлого года подготовили два весьма уважаемых специалиста по контролю над вооружениями из Висконсинского проекта по контролю над ядерным оружием (Wisconsin Project on Nuclear Arms Control). В 1995 году, в нарушение санкций ООН против Ирака, иракским агентам в Белоруссии были проданы специализированные станки с алмазными рабочими инструментами, используемые в производстве компонентов ядерного оружия. В конце 1998 года президент Лукашенко опять тайно нарушил санкции ООН, продав Багдаду оборудование, в состав которого входили устройства, используемые в производстве оптических систем наведения для ракет большой дальности, которые предназначаются для удара по Израилю. Г-н Лукашенко подвергается остракизму международного сообщества в такой степени, какая сопоставима лишь с остракизмом в отношении незначительного числа других стран; его не жалуют и не хотят видеть на Западе, а его недавних зарубежных гостей можно проверять по справочнику "Кто есть кто в международном списке плохих парней": Ливия, Иран, Куба, Сирия - все это государства, которые государственный департамент США называет спонсорами терроризма. Что касается Сирии, г-н Лукашенко даже и не пытается скрывать свою помощь Дамаску в модернизации его военных возможностей. "Как бы сильно нас за это ни ругали, - якобы сказал он - мы будем и дальше помогать Сирии в военном плане, потому что они нам обещают помочь в том же самом". Муаммар Каддафи из Ливии, которого Вашингтона поначалу включил в свой список наиболее разыскиваемых преступников под номером первым, не делает секрета из того факта, что он считает г-на Лукашенко своим лучшим европейским союзником, особенно после того, как этот белорусский диктатор в прошлом году посетил Ливию. Г-н Лукашенко в последнее время активизирует дипломатические связи и наращивает торговый обмен с Ливией, очевидно имея намерение тайно продавать ей оружие, чтобы получать столь необходимую для анемичной белорусской экономики твердую валюту. Белорусского лидера мало волнует, что в отношении Ливии по-прежнему действует эмбарго ООН на поставки ей оружия. Чтобы понять приоритеты г-на Лукашенко, достаточно напомнить, что в первую неделю после нападений 11 сентября, отменив визит вежливости в американское посольство в Минске, г-н Лукашенко вместо этого отправился на встречу с главой ливийского Высшего совета обороны. Во всяком случае, г-ну Лукашенко нравится его роль международного изгоя, а угрозы санкций США или Европейского Союза (ЕС) ни в коей мере его не страшат, поскольку объем торговли Запада с Белоруссией незначителен. Фактически, санкции вполне могли бы иметь противоположный эффект укрепления его политического положения внутри страны. Проблема, что делать с Белоруссией, является уникальным вызовом. Однако хорошая новость в том, что решение этой проблемы отыскать не трудно - нужна лишь политическая воля. Кремль влияет на Белоруссию до такой степени, что это влияние невозможно переоценить: сильно субсидируемые поставки энергоносителей из России - всего лишь одна из причин того, что экономика Белоруссии не развалилась совсем. Российский президент Владимир Путин является единственным руководителей, которого г-н Лукашенко уважает, потому что у него есть достаточно власти и политических рычагов влияния для того, чтобы сместить белорусского диктатора, если он этого захочет. Администрация Буша-младшего должна признать это и выработать стратегию в отношении Белоруссии, в которую должны войти новые отношения Вашингтона с Москвой. Во время предстоящего визита г-на Буша-младшего в Москву он должен стать инициатором конструктивного диалога с российским лидером по этой проблеме и убедить президента Путина использовать подавляющее влияние Кремля на г-на Лукашенко, чтобы положить конец тайным сделкам по продаже оружия государствам-изгоям и террористическим группировкам. Это, пожалуй, самая важная (и самая запущенная) область, где Москва может помочь Вашингтону в его борьбе против терроризма. Если Москва откажется использовать свое влияние в данном случае, а г-н Лукашенко станет и дальше заключать сделки с террористическим миром, тогда Вашингтону следует рассмотреть все возможные опции, включая прямое воспрещение экспорта белорусского оружия.